«За всю свою историю человечество сделало два
действительно ценных изобретения: управление и воспитание»
.И. Кант
Центр образования «Школа здоровья»№1804 «Кожухово»
Есть в Москве школа, где воспитание и образование ведется от пренатального периода до получения аттестата зрелости в 11 классе. Ученики этой школы одерживают победы во всех предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, от районного до международных уровней. Сегодня мы знакомим Вас с передовым опытом Центра образования «Школа здоровья» №1804. Пока это единичный образец того, какой и должна быть школа. Мы выражаем глубокую надежду, что подобный опыт будет Вам интересен и полезен, и в дальнейшем этот опыт получит широкое распространение в нашей стране.
В.В.Селиванов. Статья «Здоровье в твоих руках»
Ни для кого не секрет, что образование – это то будущее, которое мы творим сегодня. Из этого следует, что нынешние негативные социальные явления есть результат ошибок, допущенных в организации образования вчера. Глядя в лицо фактам разрушения здоровья нации, роста детской преступности, наркомании, проституции, беспризорности и депопуляции, следует признать, что, наряду с достоинствами, привычная нам система образования имеет целый ряд серьезных недостатков, не исправив которые нельзя рассчитывать на образование здорового социума.
Развитие структуры образовательного учреждения в интересах оздоровления воспитанников требует принципиально нового подхода к управлению. Этот подход предполагает творческое отношение каждого участника образовательного процесса к созданию и умножению общих ценностей. Необходимые условия для реализации интеллектуального и морального потенциала каждого участника образовательного процесса могут быть созданы в системе демократического государственно-общественного управления образованием. Опыт Центра образования №1804 «Кожухово», создание и развитие которого осуществлялось по законам демократического государственно-общественного управления, от стадии проектирования до настоящего времени показывает, что реализация принципа самоуправления в управлении образовательным учреждением может обеспечить преодоление всех кризисных явлений образования.
Центр образования №1804 «Кожухово» был создан по социальному заказу жителей района (будущих родителей) в 1990 году в целях отработки модели непрерывного образования, максимально учитывающей системный потенциал социума района и социокультурные условия столицы.
В настоящее время разработана и апробирована модель образовательного учреждения, гарантирующая непрерывное духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса в период построения правового государства и демократического общества, определена оптимальная структура образовательного учреждения, обеспечивающего позитивное развитие социума в условиях постиндустриального общества.
За 16 лет исследовательской, экспериментальной и инновационной деятельности коллективом Центра образования № 1804 «Кожухово» созданы технологии, гарантирующие устойчивое повышение эффективности, доступности и качества образования в условиях построения правового государства и демократического общества.
Работа с участниками образовательного процесса в Центре образования № 1804 «Кожухово» Юго-Восточного округа г. Москвы организована по авторской технологии, основанной на системно-деятельностном подходе к инициации социального творчества, гарантирующего гармоничное развитие социума.
Антикризисная технология управления развитием системы образования учреждения, разработанная с участием родителей, обеспечивает гармонизацию отношений личности, системы образования, семьи и социума. Технология реализует принцип творческого социального заказа с учетом передовых достижений в области управления развитием социальных систем. Учет особенностей процессов глобализации в технологическом цикле управления позволяет не только реализовать личностно-ориентированный подход к организации образования в массовом образовательном учреждении на основе соблюдения требований Закона РФ «Об образовании» и Конвенции о правах ребенка, но и эффективно использовать моральный и интеллектуальный потенциал родителей и учащихся в преодолении негативных тенденций, связанных с ухудшением здоровья и нравственности воспитанников.
Результатом апробации технологии гармоничного сотрудничества семьи и школы стало создание образовательного учреждения, реализующего полный целостный непрерывный образовательный процесс от пренатального периода до послевузовского образования.
Центр образования № 1804 «Кожухово» является примером плодотворного сотрудничества общества и государства за счет эффективной координации различных ведомств в деле образования здорового социума. Создание звена системного проектирования, организовавшего изучение особенностей детей микрорайона, проблем практической деятельности образовательных учреждений, возможностей инфраструктуры, систем образования, культуры, здравоохранения, позволило использовать системный потенциал социума в создании образовательного учреждения, обеспечивающего оздоровление общества.
Именно принципиально новая база знаний легла в основу технологии проектирования социальных систем, получившей название творческого социального заказа.
Эта технология позволяет использовать творческий потенциал общества для создания самоорганизующейся воспитательной системы, способной успешно противостоять разрушительному влиянию массированной пропаганды ложных ценностей в деле образования здорового социума.
Формирование творческого социального заказа осуществляется в целях изучения общественного мнения о системе образования здорового социума (микрорайона, района, региона) и выявления потенциала, готового к реализации немедленно, без привлечения дополнительных ресурсов или при минимальном их использовании. Основное отличие от известных методов заключается в том, что при проведении опроса выявляется не только отношение респондентов к проблеме, но и их готовность участвовать в ее решении. Таким образом, одновременно решаются три задачи:
- формируется банк данных для расчета ресурсосберегающей программы развития системы образования;
- обеспечивается актуальность создаваемой системы образования для развития социокультурной среды региона;
- обеспечивается высокая мотивация участников образовательного процесса в развитии системы образование здорового социума.
В целях обеспечения результативности сотрудничества семьи и школы в Центре образования организуется систематическое изучение и формирование социального заказа семьи на образование. Реализация социального заказа осуществляется за счет развития системы общественного и государственно-общественного управления образованием на уровне учреждения.
Для того чтобы объективная ценность здоровья была осознана каждым участником образовательного процесса до той степени, которая определяет потребность в активных действиях, необходимо совершенствование содержания образования, предусматривающее, в том числе, согласование программ и учебных планов.
Целью процесса согласования является, с одной стороны, максимальное использование возможностей включения блоков знаний о здоровье в программы различных дисциплин, а, с другой, обеспечение рациональной последовательности изучения различных аспектов здоровья для формирования целостного мировоззрения и активной жизненной позиции.
Одним из основных требований к содержанию образования является его актуальность и возможность практического использования в организации здорового образа жизни воспитанника, семьи, класса, школы, района и т.д. В качестве примера можно привести изучение методов контроля экологической опасности, методов организации рационального питания, способов увеличения резервов своего здоровья и т.п.
Актуальное для практической деятельности содержание образования является основой для организации воспитательной работы классными руководителями и кафедрой воспитания, отвечающей, в том числе, за эффективность внеклассной работы, предусматривающей систему мер, направленную на повышение здоровья учащихся: загородные экскурсии, дни здоровья, спортивные соревнования, экологические десанты и т. д. Следует отметить, что система воспитательной работы направлена на формирование навыков организации здорового образа жизни, как личности, так и общества, умение анализировать причины социальных процессов и определять свое личное участие в совершенствовании норм общественных отношений. Результатом воспитательной работы является создание воспитанниками программы совершенствования модели школы здоровья. Этот проект с помощью звена системного проектирования простраивается на 5 уровнях:
- укрепление личного здоровья;
- здоровье семьи;
- здоровье класса;
- здоровье школы;
- здоровье микрорайона.
Таким образом, сегодня ситуация диктует необходимость предъявления новых требований к компетентности педагогических кадров. Для организации образования здорового социума необходимы знания:
- методов организации здоровьеразвивающего образовательного процесса;
- методов системного проектирования развития здоровья личности и общества;
методов организации подготовки и реализации управленческих решений силами участников образовательного процесса.
В структуру Центра образования № 1804 «Кожухово», кроме звена системного проектирования, включен центр диагностики и коррекции состояния здоровья учащихся, в задачи которого входят:
- диагностика резервов здоровья;
- разработка рекомендаций по повышению резервов здоровья;
- организация занятий, направленных на повышение резервов здоровья;
- контроль результативности занятий;
- скрининговые методы диагностики зрительных функций у детей;
- коррекция зрения (использование квазиоптических очков);
- работа с поликлиникой по профилактике и лечению заболеваний органов зрения;
- организация лечебной физкультуры с целью коррекции осанки.
Научно-методическая служба Центра образования осуществляет координацию программ и планов работы Центра, разрабатывает формы и методы организации здорового образа жизни, а также координирует выполнение совместных программ с учреждениями системы здравоохранения в целях повышения эффективности профилактики лечения заболеваний. В частности, используются возможности детской поликлиники – лечебная физкультура, физиотерапевтический кабинет. Корректируются программы по физической культуре в соответствии с особенностями класса, разрабатывается система дополнительного образования.
Школа растущей семьи осуществляет консультирование и обучение семейных пар, ожидающих ребенка, организует режим, благоприятствующий рождению здорового ребенка, организует режим развития детей в раннем послеродовом периоде, разрабатывает и реализует программу семейного воспитания для всех возрастных категорий участников образовательного процесса (например, программу «Формирование сознательного отношения к материнству и отцовству»). Технологические циклы работы служб и подразделений образовательного учреждения объединены в единую систему, направленную на повышение духовного и физического здоровья участников образовательного процесса.
Благодаря участию родителей в разработке научно-методического обеспечения нового поколения создается до 70% интеллектуального продукта, позволяющего гарантировать стабильный рост интеллекта, воспитанности, обученности и резервов здоровья учащихся.
В Центре образования организованы циклы обучающих семинаров, направленных на совершенствование теории и практики гармоничного сотрудничества семьи и школы.
Разработана и апробирована технология, обеспечивающая результативное участие семьи в подготовке, принятии и реализации управленческих решений на всех уровнях управления образовательным учреждением.
Так в 2002/2003 учебном году в Центре образования № 1804 был выявлен социальный заказ родителей на организацию образовательного процесса в режиме школы полного дня, а в 2003/2004 учебном году - на создание школы здоровья.
Дополнительное образование осуществляется по социальному заказу семьи и с ее непосредственным участием, что позволяет гармонизировать отношения семьи и учреждения образования и организовать плодотворное эффективное сотрудничество. Кроме специального допрофессионального дополнительного образования в Центре образования используется широкая сеть развивающего дополнительного образования, которая предоставляет возможности для развития и самоопределения учащихся.
Органы родительского самоуправления Центра образования координируют реализацию программ привлечения родителей к решению проблем современного образования. К числу этих программ относятся: «Родительский учебник», «Осознанное родительство», «Чистое слово», «Здоровый социум», «Нравственное образование».
Создано научное общество, объединяющее педагогов и семьи учащихся в разработке проекта «Экология планеты – экология души» и программы воспитания «История рода - история Родины». Проекты учащихся в рамках данной программы заняли третье место в городском конкурсе проектных работ, второе и третье место на окружном конкурсе «Растим патриотов России».
Благодаря сотрудничеству родителей, педагогического коллектива и учащихся, организованному по технологиям нового поколения, Центр образования №1804 стабильно входит в десятку лучших учреждений Юго-Восточного округа. Правительством Москвы коллектив награжден грамотой за лучшие достижения по физической культуре и спорту. Педагогический коллектив ЦО № 1804 награжден грамотами Московского комитета образования за исследовательскую работу по проблемам обучения и воспитания, за целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Результаты работы Центра образования № 1804 «Кожухово» были представлены на Всероссийской конференции «Русская школа как система воспитания и образования» в марте 2003 года на секциях «Семья и школа» и «Образование и здоровье» и на Международных конференциях, посвященных проблемам демократического, государственно-общественного управления образованием, в 2002-2006 годах. Представленные результаты получили высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов и опубликованы в сборниках конференций.
Центру образования № 1804 обладает статусом «Ассоциированная школа ЮНЕСКО».
Центр образования №1804 четырежды лауреат российского конкурса «Школа года», дипломант Всероссийского конкурса воспитательных систем, победитель конкурса «Лидер в образовании - 2001», лауреат конкурсов «Москва на пути к культуре мира», «Растим патриотов России», обладатель дипломов «Школа мира» - 2002-2006, победитель окружного конкурса на лучшее образовательное учреждение по информатике и применению информационных технологий.
В 2005 году Центру образования присвоен статус «Школа здоровья».
Система демократического государственно-общественного управления образованием позволила получить уникальный результат – стабильное и одновременное повышение показателей здоровья, обученности, воспитанности и интеллекта учащихся в течение 16 лет. Несмотря на то, что в Центр принимаются все желающие без специального отбора, число побед в олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях только в 2005-2006 уч. году составило 390% от числа учащихся. Полученные результаты дают основание считать, что распространение положительного опята государственно-общественного управления образованием может обеспечить решение проблемы потери здоровья учащихся в процессе получения общего образования в масштабах всей страны.
Подготовленаи новая программа по распостранению методики преподавания. |