вернуться вернуться часы
версия для печати обсудить на форуме
 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «УниК» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В.И. Жохов
г. МОСКВА 2013

 

Об Авторе:

Жохов Владимир Иванович Сорок пять лет проработал в школе учителем математики и физики, 35 лет методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей. Более 30 лет разрабатывал педагогическую систему «УниК».

Автор учебников и методических пособий для средней школы.  С болью и тревогой переживающий все недостатки в школьном  образовании России.
В настоящий момент - руководитель Департамента развития общего образования Центрального института системного развития государства, бизнеса, человека.

Фрагменты и цитаты из книги В.И. Жохова
«Педагогическая система «Уник» для начальной школы».

Анализ деятельности начальной школы показывает, что наибольшая концентрация негативных воздействий на ребёнка происходит с начала обучения, с первых месяцев первого класса. Именно в это время дети в массе попадают в ситуацию гиподинамии, теряют интерес к школьному обучению, снижаются общие способности, жалуются на хроническую усталость, начинают часто болеть, у них замедляется рост тела. Происходит это в основном из-за неэффективных методик, технологий обучения и организации учебной работы в классе.

Будем говорить, что главное условие успеха в нашей работе – это открыть у себя ангельскую душу. Я утверждаю - это очень серьезно!

…..У нас принципиально другой подход к обучению письму и всяким прочим премудростям, но в первую очередь письму. Обычный подход это развитие мелкой моторики, то есть, двигая пальчиками, мы пытаемся на самом деле развивать мозг, эти управляющие центры. Работа неблагодарная. Знаете, сколько времени детям приходится проводить за прописями, совершенно подражательная обезьянья работа. А так, чтобы уж очень быстро накапливали технику письма, этого ведь нет. Это каждодневная дрессура, механическое повторение. Каждый день надо по часу с этими прописями ребенку сидеть работать, а конечная цель какая, мозг развить, потому что мышцам пальцев мы ничего не  прибавляем. Они какие были, такие и есть. Тренируются что – центры управляющие, которые этими мышцами заведуют. Принципиальное отличие, что мы делаем – мы идем наоборот.

Мы сразу активно начинаем работать с мозгом, развиваем мозг. Здесь у нас, в первую очередь, применяется математика, а потом уже, используя развитый мозг, и писать начинаем. Оказывается, почему у нас дети намного быстрее, чем в обычных классах, развиваются и без такой тренировки – дрессировки обходятся. Потому, что у них сразу начинает активно работать мозг, мы развиваем мозг, а он управляет движениями мышц. Вот мы и получаем к новому году из первоклассников, фактически, третьеклассников по письму. Это - новый подход.

Я об этом отдельно говорю, потому что находятся среди учителей умельцы, которые, боясь всего, думают, что невозможно так научить писать. Что это такое: мы сегодня показали букву, а завтра, пожалуйста, уже пиши ее, какой же ребенок это может. Иногда  некоторые учителя начинают, параллельно с нашими материалами, обычные прописи использовать и тормозят все. Потом они к середине, и к концу года начинают обижаться на меня: «Вот Вы говорили, что у нас дети красиво писать будут, а вот посмотрите мои тетради». Вообще в обучении письму есть два принципиально разных подхода. Это линия, доведенная до абсурда. Эти прописи такую высочайшую степень агрессии в детях формируют. Вы замечали, что хорошие, покладистые дети очень плохо пишут единицу. Вы ее всегда поправляете, этот короткий хвостик, где он переходит в палочку, острее хороший ребенок там не сделает никогда. Делает кругленьким. Кстати, по этой единице всегда можно характер ребенка проанализировать. Подход каменщика к письму какой, как дом из отдельных кирпичей собирают. Как детям рассказывают: ставим туда ручку, пишем крышечку, пишем замочек, пишем качалочку. То есть буквы разбиты на отдельные элементы, из которых буквы собираются. Это один подход. Другой подход, это подход художественный. Как художник работает. Вот посмотри и нарисуй такой.

У нас художественный подход. Мы показываем букву, крупные элементы. Скажем, буква «а», это Вы уже на доске покажете, она состоит из овала и крючочка. И все. И больше Вы ничего ребенку давать не будете. Почему. Дети все разные, одному этот овал удобно рисовать против часовой стрелки, таких больше половины, другому этот овал удобно писать по часовой стрелке. Одному удобно будет начать букву «а» с крючочка, а потом пририсовывать к нему овал. И в этом месте у ребенка должна быть полная свобода. Я вам говорил, что мы получаем сразу почерк, то, что генетически определено, именно потому, что даем ребенку свободу. Он начинает любую букву писать так, как ему удобно. Самое странное, мы замеряли и скорость письма. Наши дети пишут в 2-3 раза быстрее в 4 классе, чем обычные. Причем, они не устают писать. Один раз показываете, как писать букву и на экране направляющие стрелочки, где можно начать писать букву. Не нужно, а можно начать. «Можно начать так, а вообще пиши так, как тебе удобно».  Это буквально с 2-3 раз у детей восстанавливается, начинают писать. Я понимаю, что Вы мне не верите, но постарайтесь. Это как раз то, что в себе надо переступить. Попробуйте поверить…..

…Теперь немного о метапредметных уроках. Метапредметные уроки – это уроки интегрированные, где используются знания в разных областях для решения практических ситуаций. Если Вы видели одну из форм экзамена в четвертом классе (брошюрка-стандарт второго поколения), там как раз дается описательный текст: рассчитать, сколько продуктов взять  в поход, какой выбрать маршрут, сколько потребуется на это времени, сколько все это будет стоить и т.д. Вот такие метопредметные уроки в нашей системе практически каждый день. Этот подход действительно важен….

...Если официально перейдем на нашу систему, то планирования не будет в принципе. на курсах повышения квалификации (я регулярно читаю там лекции), куда съезжаются со всех концов России, я пытаюсь внедрить новый вид урока -  нелинейная пространственная структура урока. Линейные уроки себя изжили. Вы знаете, что даже давая открытые уроки, выжать из линейного урока уже ничего нельзя.Это стало понятно еще в конце 70-х годов. Уже тогда речь шла о том, что с уроком надо что-то делать.  Тогда появились триединые задачи и прочее… У нас урок другой....

Первая наша озабоченность – это изменение процесса обучения.
Над чем мы работаем?

  • 1-ая задача (отнюдь не учебная). Я буду просить вас перестроить

идеологию: результаты учёбы – это, конечно, необходимо. Не это - главное. Главное, что?  - Здоровье детей!  Почему именно здоровье?
…Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и навыки и таким путем обеспечить общий подъем его физических сил. Песталоцци справедливо указывал, что физическое воспитание способствует формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств….
…Вторая наша забота – это сохранить способности. Мне очень трудно внутренне согласиться с такими словами: «Развитие способностей». Нам надо постараться (задача-максимум) не убить то, что уже есть. Врожденные способности есть у большинства детей. В России от рождения способных и талантливых детей – 80% - 85%. Это значительно выше, чем в большинстве стран мира. К моменту поступления в школу остается половина, в последние годы даже еще и поменьше стало….
…И третья важная задача – вот здесь уже воспитывать и развивать надо внутреннее достоинство, человеческое достоинство ребенка. Оно у большинства потеряно начисто….

Законы волшебной сказки в современной школе.

Мы для детей в классе, выстраиваем совершенно другую жизнь. Это главное. Мы выстраиваем другую жизнь, причем, строить ее мы будем по законам волшебной сказки. Вы волшебные сказки давали детям, рассказывали, как они устроены, помните, там есть первое – Иван-царевич к камню подъезжает, налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь –…  и так далее. То есть первый элемент – элемент выбора. И он есть. Как правило, родители все-таки с детьми если и не советуются, то спрашивают: нравится – не нравится, что они выбрали наш класс. Итак, первый элемент волшебной сказки – выбор, состоялся. Дальше что происходит, вспомните. Герой попадает в волшебную реальность. Помните, девочка спускается куда-то в колодец, в сказке «Морозко»… и т.д. Так или иначе, наш герой попадает в необычную, волшебную реальность. Дальше что начинается? А дальше начинается приспособление, привыкание к этой реальности. Та же девочка в сказке «Морозко» и груше помогает, и перину Морозу застилает – она приспосабливается к этой реальности, становиться своей. Ну а в результате что получается? – Награда! Или въехал Иван – дурак, а выехал Иваном-царевичем, или была – Золушка – стала – красавица, то есть герой сказки кардинально меняется. Абсолютно по тем же законам построена и наша работа, наша реальность – «Уник».
Первое, что мы будем создавать для наших детей – это волшебную реальность. Второе, эту необычную, волшебную реальность, дети начинают осваивать. И вот таким образом строится обучение в нашем классе. Почему не оторвать детей от учебы?  Я ужу говорил, они на каникулы ушли, а все  равно подавай им хотя бы 1-2 урока. Они стремятся к учёбе, как в волшебной сказке. Им надо эту новую реальность осваивать. И они понимают, чувствуют, что и сами меняются….
Элементы уважения ребенка.
 
С чего начнем. С традиции. Введем в качестве традиции – здороваться. Будем с детьми за руку здороваться. Как всегда, как во всем, это не просто так. Есть несколько видов чувственных и сверхчувственных контактов между людьми. Это очень глубоко в людях запрятано. Еще с животного уровня, это не 40 тысяч лет развития, как с лобными долями, это еще глубже, это миллионы лет. Если Вы понаблюдаете  общение человека с кошкой или с собакой, Вы увидите очень интересные параллели. Кошка или собака, если она чего-то от Вас хочет, как она подходит? Она заглядывает в глаза, хотя у животных этот прямой взгляд глаза в глаза – угроза. А собака или кошка таким образом устанавливают контакт, если им чего-то нужно. Погладим – тактильный контакт. Заметьте, что собаки от очень большой любви лизнут, кошки реже. Обратите внимание, что какие-нибудь башмаки или сапоги собака Вам лизать не будет, она лизнет открытую поверхность, руку, лицо особенно. Это второй тактильный контакт – кожа к коже.
Издревле все сказки насчет того, что когда здороваются, снимают перчатку, это обычно трактуется, как демонстрация неагрессивности, что оружия в руке нет. На самом деле это чисто психологическая вещь, также как с новорожденными детьми, первое что делают, матери на грудь кладут. Это сильнейший способ наладить контакт внутренний. Так что, когда Вы утром встретили своих детей, Вы с каждым ребенком за руку поздоровались, в глаза посмотрели, погладили ребенка….

Факторы влияния учителя на уроке.
В системе «Уник» первый поток воздействия на ученика - через экран. Убедительная к учителям просьба: всякие лишние вещи из класса убрать, особенно на первое время, например, такие веселенькие картинки, на которые можно рот открыть и долго смотреть. Нам этого не надо. Мы получаем ребенка детсадовского с несформированным вниманием. У него в безобразном состоянии лобные доли, и пока мы внимание не организуем, на это месяц потребуется, разобраться с лобными долями, надо чтобы отвлекающих факторов просто не было. Грубо говоря, надо сделать так, чтобы просто некуда было больше смотреть: картинка на экране и больше ничего….

О детях и их родителях.
У нас имеются две книжечки: одна – практически, официальный паспорт достижений или зачетка, там, где оценки и все остальное, а вторая – блокнотик, но, обычно, эти маленькие тетрадочки и для словарей используют, и для связи с родителями. Там каждый день родители нам будут писать, во сколько ребенок лег спать. За этим надо следить очень строго, потому что полно случаев, когда гости засиделись, и ребенок до часу вместе с ними прыгает. Врать в глаза ребенку, записать какое-то другое время, не всегда у родителей рука поднимается. Когда поднимается, тогда дети выдают тут же. Но это особый предмет для разговора с родителями. Первое, что обязательно, записывается каждый день, начиная с 1 сентября - во сколько лег спать. Дальше, когда начинаем читать, фиксируем сколько слов за минуту читаем, минутка чтения у нас с Вами будет. На самом деле, это не обязательно минута, как Вы понимаете. Но, обязательно, когда начинаем читать, будем давать задания на дом и по чтению тоже. Ребенок должен это прочитать, потом уже, чуть позже, будем спрашивать, сколько страниц прочитал, такое тоже возможно. А на первых порах, нам важна голая техника, значит, сколько слов в минуту прочитано. Вот две записи. Вы обязательно этот блокнотик смотрите, если нужно что-то родителям передать, тоже передаёте через этот блокнотик. Если нужно похвалить, по мелочи, а что-то крупное будет в паспорте достижений, так всякие мелкие поощрения детям, в той ж тетрадочке. Вам важно, чтобы родители каждый день помнили о Вашем существовании. Я постарался сделать все, чтобы не было этого названия «началка», и чтобы у родителей даже в мыслях не было слова «училка». Посмотрите, во всех наших уроках заложены всякие дополнительные сведения, я старался брать такое, чего родители, скорее всего не знают. Вы на уроке что-то рассказали, ребенок приходит домой, и все пересказывает, что было. И дети смотрят, а у папы-то вот такие глаза, а мама-то затылок чешет. А это значит, что моя учительница-то, она знает больше родителей, что она умнее! И мы это мнение все время поддерживаем, поддерживаем. Посмотрите, уже отцы начинают бегать на консультацию или звонить. …

Ещё по поводу иностранного языка. Родители стараются устроить детей на курсы. Пожалуйста, предупредите, уговорите их не делать этого. Дети своё возьмут по нашей системе со второго класса, не надо суетиться раньше времени.
У нас специальный курс немецкого языка разработан замечательный, университет нам делал по нашей методике, с такими же точно подходами. Язык усваивается точно также легко, как математика наша, и за три четверти, у нас было много детей, которые выезжали в Германию вместе с родителями, и вот эти крошки там, в Германии, руководили своими родителями, потому  что они все понимали, они прекрасно ориентировались, они могли общаться после неполного года изучения языка.
У нас первый язык немецкий, там, где есть возможность – испанский, очень хорошо, итальянский. Английский – последний, он самый неинтересный, примитивный, лексика там бедная. Я, конечно, был бы за испанский, он ближе по структуре к русскому, и ближе к латыни, что самое главное…

…Университетские классы Владимир Иванович Жохов создал не только в Южноуральске, они появились в Сосновском районе, Копейске и Еманжелинске. Всего в Челябинской области таких классов создано уже 70. В Южноуральске их 12. Я отправился в школу N 7, в которой директором работает Наталья Масленникова, администратор и педагог с новаторскими взглядами. В школе меня познакомили с учителем первого класса Ларисой Шаминой и учителем второго класса Галиной Бузлуковой. Обе ведут университетские классы и о первом учебном полугодии могут судить со знанием дела.
- За полгода, что проучились, мой класс уже считает до тысячи, освоил алфавит и пишет предложения. А в обычных классах ребята считают в пределах десяти и только заканчивают учить алфавит, - рассказывает Лариса Шамина.
- Когда я передам свой класс и приму новый, то по-старому работать уже не смогу, - говорит Галина Бузлукова. - Жоховская система не только интересна сама по себе, она еще и очень эффективна. Насколько нам известно, Владимир Иванович хотел бы разработать подобную программу и для подготовительных групп детских садов. Если ему это удастся, в первых классах школ не надо будет тратить массу времени на рисование тех же палочек. По подобной программе, считаем, надо учить и школьников средних классов, чтобы сохранялась преемственность.
Одна из целей обучения в университетских классах - растормозить мышление учеников и вызвать у них потребность учиться, самостоятельно думать. Добились этого?
- Никакой скованности и боязни на уроках у ребят нет - лес рук, - ответили педагоги. - А инициатива бьет ключом.

Результаты обучения:

  • снижение заболеваемости детей в два-три раза, улучшение физических показателей, значительное увеличение роста детей, ремиссия или улучшение состояния при хронических заболеваниях;
  • качественное изменение отношений между детьми и между детьми и взрослыми;
  • сохранение и развитие природных способностей детей;
  • значительное увеличение объёма получаемых на занятиях знаний и умений (за первые четыре месяца работы дети легко осваивают основной материал за первые два года обучения);
  • улучшаются нервно-психологические показатели детей в учебном процессе, скорость освоения любых навыков (в том числе и двигательных);
  • нормализуется познавательная активность детей, как в школе, так дома, и в условиях разнообразных кружков и секций;
  • все дети с удовольствием много читают, пишут.

По программам разработанной нами педагогической системы со стабильными положительными результатами проучились более 3000 детей в разных территориях Челябинской и Нижегородской областей, Пермского края, в нескольких школах Москвы и Московской обл., в др. регионах РФ и Казахстана.

 
вернуться к началу страницы обсудить на форуме