|
||||||||
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «УниК» ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В.И. Жохов
Об Авторе: Жохов Владимир Иванович Сорок пять лет проработал в школе учителем математики и физики, 35 лет методистом в Московском городском институте усовершенствования учителей. Более 30 лет разрабатывал педагогическую систему «УниК». Автор учебников и методических пособий для средней школы. С болью и тревогой переживающий все недостатки в школьном образовании России. «Педагогическая система «Уник» для начальной школы». Анализ деятельности начальной школы показывает, что наибольшая концентрация негативных воздействий на ребёнка происходит с начала обучения, с первых месяцев первого класса. Именно в это время дети в массе попадают в ситуацию гиподинамии, теряют интерес к школьному обучению, снижаются общие способности, жалуются на хроническую усталость, начинают часто болеть, у них замедляется рост тела. Происходит это в основном из-за неэффективных методик, технологий обучения и организации учебной работы в классе. Будем говорить, что главное условие успеха в нашей работе – это открыть у себя ангельскую душу. Я утверждаю - это очень серьезно! …..У нас принципиально другой подход к обучению письму и всяким прочим премудростям, но в первую очередь письму. Обычный подход это развитие мелкой моторики, то есть, двигая пальчиками, мы пытаемся на самом деле развивать мозг, эти управляющие центры. Работа неблагодарная. Знаете, сколько времени детям приходится проводить за прописями, совершенно подражательная обезьянья работа. А так, чтобы уж очень быстро накапливали технику письма, этого ведь нет. Это каждодневная дрессура, механическое повторение. Каждый день надо по часу с этими прописями ребенку сидеть работать, а конечная цель какая, мозг развить, потому что мышцам пальцев мы ничего не прибавляем. Они какие были, такие и есть. Тренируются что – центры управляющие, которые этими мышцами заведуют. Принципиальное отличие, что мы делаем – мы идем наоборот. Мы сразу активно начинаем работать с мозгом, развиваем мозг. Здесь у нас, в первую очередь, применяется математика, а потом уже, используя развитый мозг, и писать начинаем. Оказывается, почему у нас дети намного быстрее, чем в обычных классах, развиваются и без такой тренировки – дрессировки обходятся. Потому, что у них сразу начинает активно работать мозг, мы развиваем мозг, а он управляет движениями мышц. Вот мы и получаем к новому году из первоклассников, фактически, третьеклассников по письму. Это - новый подход. Я об этом отдельно говорю, потому что находятся среди учителей умельцы, которые, боясь всего, думают, что невозможно так научить писать. Что это такое: мы сегодня показали букву, а завтра, пожалуйста, уже пиши ее, какой же ребенок это может. Иногда некоторые учителя начинают, параллельно с нашими материалами, обычные прописи использовать и тормозят все. Потом они к середине, и к концу года начинают обижаться на меня: «Вот Вы говорили, что у нас дети красиво писать будут, а вот посмотрите мои тетради». Вообще в обучении письму есть два принципиально разных подхода. Это линия, доведенная до абсурда. Эти прописи такую высочайшую степень агрессии в детях формируют. Вы замечали, что хорошие, покладистые дети очень плохо пишут единицу. Вы ее всегда поправляете, этот короткий хвостик, где он переходит в палочку, острее хороший ребенок там не сделает никогда. Делает кругленьким. Кстати, по этой единице всегда можно характер ребенка проанализировать. Подход каменщика к письму какой, как дом из отдельных кирпичей собирают. Как детям рассказывают: ставим туда ручку, пишем крышечку, пишем замочек, пишем качалочку. То есть буквы разбиты на отдельные элементы, из которых буквы собираются. Это один подход. Другой подход, это подход художественный. Как художник работает. Вот посмотри и нарисуй такой. У нас художественный подход. Мы показываем букву, крупные элементы. Скажем, буква «а», это Вы уже на доске покажете, она состоит из овала и крючочка. И все. И больше Вы ничего ребенку давать не будете. Почему. Дети все разные, одному этот овал удобно рисовать против часовой стрелки, таких больше половины, другому этот овал удобно писать по часовой стрелке. Одному удобно будет начать букву «а» с крючочка, а потом пририсовывать к нему овал. И в этом месте у ребенка должна быть полная свобода. Я вам говорил, что мы получаем сразу почерк, то, что генетически определено, именно потому, что даем ребенку свободу. Он начинает любую букву писать так, как ему удобно. Самое странное, мы замеряли и скорость письма. Наши дети пишут в 2-3 раза быстрее в 4 классе, чем обычные. Причем, они не устают писать. Один раз показываете, как писать букву и на экране направляющие стрелочки, где можно начать писать букву. Не нужно, а можно начать. «Можно начать так, а вообще пиши так, как тебе удобно». Это буквально с 2-3 раз у детей восстанавливается, начинают писать. Я понимаю, что Вы мне не верите, но постарайтесь. Это как раз то, что в себе надо переступить. Попробуйте поверить….. …Теперь немного о метапредметных уроках. Метапредметные уроки – это уроки интегрированные, где используются знания в разных областях для решения практических ситуаций. Если Вы видели одну из форм экзамена в четвертом классе (брошюрка-стандарт второго поколения), там как раз дается описательный текст: рассчитать, сколько продуктов взять в поход, какой выбрать маршрут, сколько потребуется на это времени, сколько все это будет стоить и т.д. Вот такие метопредметные уроки в нашей системе практически каждый день. Этот подход действительно важен…. ...Если официально перейдем на нашу систему, то планирования не будет в принципе. на курсах повышения квалификации (я регулярно читаю там лекции), куда съезжаются со всех концов России, я пытаюсь внедрить новый вид урока - нелинейная пространственная структура урока. Линейные уроки себя изжили. Вы знаете, что даже давая открытые уроки, выжать из линейного урока уже ничего нельзя.Это стало понятно еще в конце 70-х годов. Уже тогда речь шла о том, что с уроком надо что-то делать. Тогда появились триединые задачи и прочее… У нас урок другой.... Первая наша озабоченность – это изменение процесса обучения.
идеологию: результаты учёбы – это, конечно, необходимо. Не это - главное. Главное, что? - Здоровье детей! Почему именно здоровье? Законы волшебной сказки в современной школе. Мы для детей в классе, выстраиваем совершенно другую жизнь. Это главное. Мы выстраиваем другую жизнь, причем, строить ее мы будем по законам волшебной сказки. Вы волшебные сказки давали детям, рассказывали, как они устроены, помните, там есть первое – Иван-царевич к камню подъезжает, налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь –… и так далее. То есть первый элемент – элемент выбора. И он есть. Как правило, родители все-таки с детьми если и не советуются, то спрашивают: нравится – не нравится, что они выбрали наш класс. Итак, первый элемент волшебной сказки – выбор, состоялся. Дальше что происходит, вспомните. Герой попадает в волшебную реальность. Помните, девочка спускается куда-то в колодец, в сказке «Морозко»… и т.д. Так или иначе, наш герой попадает в необычную, волшебную реальность. Дальше что начинается? А дальше начинается приспособление, привыкание к этой реальности. Та же девочка в сказке «Морозко» и груше помогает, и перину Морозу застилает – она приспосабливается к этой реальности, становиться своей. Ну а в результате что получается? – Награда! Или въехал Иван – дурак, а выехал Иваном-царевичем, или была – Золушка – стала – красавица, то есть герой сказки кардинально меняется. Абсолютно по тем же законам построена и наша работа, наша реальность – «Уник». Факторы влияния учителя на уроке. О детях и их родителях. Ещё по поводу иностранного языка. Родители стараются устроить детей на курсы. Пожалуйста, предупредите, уговорите их не делать этого. Дети своё возьмут по нашей системе со второго класса, не надо суетиться раньше времени. …Университетские классы Владимир Иванович Жохов создал не только в Южноуральске, они появились в Сосновском районе, Копейске и Еманжелинске. Всего в Челябинской области таких классов создано уже 70. В Южноуральске их 12. Я отправился в школу N 7, в которой директором работает Наталья Масленникова, администратор и педагог с новаторскими взглядами. В школе меня познакомили с учителем первого класса Ларисой Шаминой и учителем второго класса Галиной Бузлуковой. Обе ведут университетские классы и о первом учебном полугодии могут судить со знанием дела. Результаты обучения:
По программам разработанной нами педагогической системы со стабильными положительными результатами проучились более 3000 детей в разных территориях Челябинской и Нижегородской областей, Пермского края, в нескольких школах Москвы и Московской обл., в др. регионах РФ и Казахстана. |
||||||||
|
||||||||